Июн 012013
 

Жизнь после вузаnwsimg_6998_l

Не секрет, что в большинстве вузов выпускникам выдают дипломы и отпускают на все четыре стороны. Мол, иди и ищи сам себе работу. УрГУПС, в отличие от других университетов, заботится о будущем своих воспитанников: у нас сохранена процедура содействия трудоустройству, которая раньше называлась «распределение». Конечно, того распределения, которое было во времена СССР, уже нет, и молодого специалиста без его желания не пошлют в глубинку. Теперь это добровольное мероприятие, но через него проходят все выпускники – независимо от того, платно они обучались или на бюджетной основе. Для каждого выпускника комиссия по содействию трудоустройству подыскивает место работы по специальности. Выпускники, идущие работать на транспорт, получают статус молодого специалиста, социальную защищенность и льготы (бесплатный проезд, компенсация выплат по ипотечному кредиту, социальный пакет и др.).

Июнь. Защита дипломов. Вчерашний студент на пороге взрослой жизни решает первую серьезную проблему: как устроиться на работу по специальности? Головная боль или головокружение от успехов — чем оборачивается поиск работы для выпускников УрГУПС? С какими проблемами сталкиваются соискатели, кто оказывает им «первую помощь»?

…Вот учусь я, учусь, сессии сдаю, а что потом? Куда идти работать? Востребована ли моя специальность на рынке труда? Такие мысли беспокоят многих студентов. Хорошо, когда у тебя еще до получения диплома есть работа или целевое направление с предприятия. А если нет? Что делать? Искать. Можно самостоятельно, подключая родственников, друзей и знакомых, можно встать на учет в бирже труда… Но есть еще один способ. Проверенный.

О ситуации на рынке труда и о том, как выпускникам найти «свое место под солнцем» рассказал проректор по учебной работе Евгений Алексеевич Малыгин.

Пора определяться, выпускник!

— Евгений Алексеевич, насколько остро стоит проблема трудоустройства выпускников железнодорожных вузов? Заинтересованы ли компании-работодатели в специалистах с профильным образованием, но без опыта работы по специальности?

— Транспортные предприятия испытывают дефицит инженерных кадров, который усиливается из-за неблагоприятной демографической ситуации. Остро стоит вопрос обновления кадров. Это означает, что железнодорожные вузы должны готовить все больше и больше специалистов. Задача, стоящая перед нами – видеть тех, кто будет действительно двигать производство по тому направлению, которое необходимо стране. Заявок от предприятий больше, чем выпускников. И дороги на этапе приема абитуриентов заказывает большое число выпускников. Но все же вопрос актуален, причем скорее не по количеству, а по качеству подготовки.

Если говорить о престиже инженерных профессий, то, действительно, он был в определенной степени подорван. Среди нашей молодежи достаточно устойчиво укоренилось желание стать экономистом, юристом, артистом… Кроме того, по новой системе ЕГЭ школьнику предоставляется право выбрать предметы, которые он будет сдавать. Поэтому школьники и не спешат сдавать физику. А кто не сдает физику, тот не предполагает работать в производственной сфере. Это все приводит к тому, что промышленные предприятия ощущают дефицит в инженерных специалистах. Теперь кадры нужны немного другие – не такие, как раньше. Ликвидируется узкая направленность специалиста. Предприятия нуждаются в работниках, которые будут иметь достаточно широкий круг знаний. Но при этом не снижается и потребность в узких специалистах. Всё это привело к тому, что университет был вынужден перейти на двухуровневую систему подготовки специалистов. В такой системе мы сначала готовим всех студентов по широкому комплексному варианту, а затем, на следующей ступени обучения, те, кто решил заниматься узкопрофильным делом, переходят на узкую профилизацию, в том числе в магистратуре. В ближайшее время планируется проведение работы с представителями компаний по вопросу совершенствования подготовки, что связано, в первую очередь, с переходом на двухуровневую подготовку (бакалавр, магистр), как того требуют современные образовательные стандарты.

Успеть всё!

— Насколько заинтересованы транспортные компании в сотрудничестве с профильными вузами? Ведет ли УрГУПС подобную работу?

— Конкурентов в транспортной сфере у нашего университета нет. Никакие другие вузы не могут готовить специалистов для транспортного комплекса. С одной стороны, это большая ответственность, а с другой – приоритетная позиция. У нас более 100 долговременных договоров с предприятиями. К примеру, договоры о сотрудничестве с нашими постоянными и надежными заказчиками в подготовке специалистов, предприятия и организации, предлагающие места для трудоустройства дипломированных специалистов: «УралВагонЗавод», ОАО «Уральский завод железнодорожного машиностроения», ООО «Уральские локомотивы», ОАО «Синара – Транспортные машины», Качканарский горно-обогатительный комбинат, Нижнетагильский металлургический комбинат. Конечно, основными потребителями кадров остаются Свердловская, Южно-Уральская, Горьковская, а также Северная и Калининградская железные дороги, которые с удовольствием встречают наших выпускников. Недавно наш университет посетили представители Нижнетагильского металлургического комбината. Они встретились с нашими выпускниками, со студентами 3 и 4 курса. К себе на производство они готовы взять выпускников всех специальностей и создать самые благоприятные условия: оплачивать учебу, выделять специальные стипендии, принимать на практику и гарантировать карьерный рост. Такому крупному предприятию, как металлургический комбинат, без транспортников не обойтись, поскольку половина их успеха зависит от того, как удачно они подберут новые кадры.

Отучились и …

— Все ли выпускники хотят работать по специальности? И многих ли удается трудоустроить?

— Вопрос о судьбе выпускников после окончания вуза актуален и интересен не только для администрации университета. Выбирая вуз, вчерашние школьники рассчитывают получить хорошее образование и найти достойную работу после его окончания, а работодатели, заинтересованы в развитии своего кадрового потенциала. Поэтому на 80-90 % наши выпускники уходят работать по специальности. Действительно, в службе занятости нашего региона выпускников УрГУПС нет, и это, пожалуй, главный показатель востребованности кадров. Я участвовал в комиссии по трудоустройству в этом году. Не все выпускники были готовы к выбору будущего места работы, несмотря на то, что предложений от компаний поступает достаточно. Такая инфантильность немного огорчает. Закончив теоретическое обучение, выйдя практически на итоговую аттестацию, каждый студент должен четко знать, в какой сфере и на каком предприятии он хотел бы работать. Молодежь, получившая образование и свободу выбора, предъявляет высокие требования к условиям труда и зарплате.

Хорошие и грамотные специалисты нужны везде. Задуматься о карьере можно уже с третьего курса – компании набирают стажеров с этого времени. Стажировка дает бесценный опыт, который открывает возможность претендовать на лучшие условия.

Как рождается востребованность?

— Как сейчас обстоят дела на рынке труда? Какие специальности нашего университета наиболее востребованы?

— Страна активно развивается – реформируются и железные дороги. Стремительно развиваются международное промышленное партнерство, технический прогресс, высокоскоростное движение. Уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных строителей-инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена. На производстве нужны специалисты по автоматике и телемеханике, системам обеспечения движения поездов, транспортному машиностроению. Когда представители «Уралвагонзавода» узнали, что у нас есть специальность «Мехатроника» — они готовы были половину всего выпуска пригласить к себе на работу.

Как разбежишься — так и взлетишь!

— Вы сотрудничаете с организациями, занимающимися трудоустройством молодежи?

— Наш университет в целом поддерживает давние дружеские отношения с рядом предприятий и организаций – они являются нашими стратегическими партнерами, и мы очень рады этому сотрудничеству.

Ежегодные ярмарки вакансий стали обязательным атрибутом практически каждого солидного университета, в том числе и УрГУПС. В них принимают участие отраслевые организации, компании и ведомства.

Нацелены на успех

— Как найти свое место на рынке труда нынешним выпускникам УрГУПС?

— Такие акции, как «Ярмарка вакансий» помогают будущим специалистам наладить контакт с потенциальными работодателями, определиться с местом работы, получить из первых рук объективную информацию о рынке труда, спросе на выпускников тех или иных специальностей. Руководство университета активно работает по целевым договорам. Здесь ориентирами служат потребности ОАО «РЖД» — идет подготовка специалистов по конкретным специализациям. В 2011 году 25% абитуриентов было зачислено по целевому набору. Для УрГУПС это порядка 600 человек. Впоследствии все эти выпускники автоматически становятся привязанными к будущему месту работы. А «готовое» место работы обеспечит начинающих специалистов столь необходимым производственным опытом для дальнейшей карьеры.

Источник: Пресс-служба университета

 Posted by on 01.06.2013

Sorry, the comment form is closed at this time.